Указом Главы государства оптимизирован порядок осуществления ряда административных процедур.
16 февраля 2024 года Главой государства издан Указ № 55, которым внесены изменения в перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200.
Издание Указа обусловлено практикой применения и направлено на создание более простого и понятного для граждан порядка обращения в уполномоченные органы за тем или иным документом.
Указом исключаются административные процедуры, которые утратили свою актуальность либо будут осуществляться в рамках иных имеющихся административных процедур. По отдельным процедурам упраздняется взимание платы, изменяется срок их осуществления, сокращается перечень представляемых заявителем документов и сведений, изменяется срок действия выдаваемых документов.
В частности, упраздняются административные процедуры по выдаче копии лицевого счета, а также справки о месте жительства и составе семьи, справки о месте жительства. Для удобства граждан указанная информация будет отражаться в едином документе — справке о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении, месте жительства и составе семьи.
При обращении в исполком за предоставлением ежемесячного или единовременного социального пособия гражданам для подтверждения дохода не требуется предварительно получать в иных организациях справку о реализации продукции животного происхождения (за исключением молока), продукции личного подсобного хозяйства, промысловой деятельности (в случае реализации такой продукции). Указанная информация при необходимости будет запрошена исполкомом самостоятельно.
Исключается процедура по выдаче гражданам справки о предоставлении (непредоставлении) льготных кредитов по кредитным договорам, по которым кредитные обязательства не были прекращены, или погашении в полном объеме задолженности по этим кредитным договорам до наступления срока погашения задолженности по льготным кредитам.
Для удобства граждан за выдачей справки о начисленной жилищной квоте можно будет обратиться, в том числе в городской исполком, а также местную администрацию района в городе.
При регистрации договора найма (аренды) жилого помещения частного жилищного фонда не требуется представления письменного согласия всех собственников жилого помещения (в случае, если сдается жилое помещение, находящееся в общей собственности).
Для обращения за пропуском на право въезда (входа), временного пребывания, передвижения в пограничной зоне (пограничной полосе) исключается необходимость предварительного получения гражданами в исполкомах справок, подтверждающих проживание либо захоронение родственников в пограничной зоне (пограничной полосе).
С 1 месяца до 15 дней сокращается срок выдачи согласования самовольной установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций.
В два раза сокращается срок выдачи документов по колесным тракторам, прицепам к ним и самоходным машинам.
Также сокращается до 3 рабочих дней срок выдачи ряда справок в сфере социальной защиты.
Упраздняется взимание платы за внесение изменений в квалификационный аттестат, подтверждающий профессиональную компетентность специалиста для осуществления деятельности в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнения работ по обследованию зданий и сооружений.
На бесплатной основе будет осуществляться снятие с учета колесного трактора, прицепа к нему и самоходной машины.
Выдача дубликата государственного удостоверения на право охоты, в том числе подводной, взамен пришедшего в негодность, утраченного (похищенного) также будет осуществляться бесплатно. Сроки осуществления указанных процедур сокращаются до 10 дней (ранее — 1 месяц и 15 дней соответственно).
Уточнен порядок осуществления и иных административных процедур в сфере жилищных правоотношений, документирования населения, транспорта, охраны объектов права промышленной собственности, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Указом по всем административным процедурам определены органы-регуляторы, что позволит обеспечить проведение единой государственной политики по конкретной сфере общественных отношений, а также скоординировать работу государственных органов по переводу административных процедур в электронную форму.
Основные положения Указа вступают в силу через месяц после его официального опубликования. Совету Министров поручено обеспечить приведение в соответствие с Указом иных актов законодательства.